Концепция (манифест) Ветвистого древа
Мы стремимся построить сообщество, в котором будем обсуждать актуальные вопросы человеческой цивилизации, вопросы развития современной науки, философии, этики и культуры. Наши главные принципы — стремление к подлинности, к реальности, к живому, к настоящему, стремление к гармонии, к красоте. Мы будем всеми силами бороться с невежеством, с туманными, запутанными и лживыми рассуждениями, с тенденциями, затуманивающими людям рассудок, с зависимостями и другими проблемами общества. Другими словами, основная наша цель — просвещение, диалог, исследование концепций, понятий, идей, созидание и развитие подлинной культуры, совершенствование общественных отношений и институтов.
Хотя мы не привязываемся строго к определенному языку или стране и мыслим себя как интеллектуальная общность, для нас важную роль играет русскоязычное культурное пространство, основанное на духовных и интеллектуальных поисках, возникших в исторической России до 1917 года. Россия, какой мы ее видим, и какой она была до революции — полноправная часть мировой цивилизации, какой она была когда Петербург ничем принципиально не отличался от Парижа или Лондона в глазах образованного человека не только по своему внешнему виду, но и по своему духу, по культуре. Выбранный Петром I (и на самом деле еще до него) путь интеграции в общемировое пространство сегодня, когда повсюду видны стремления отбросить русскоязычную культуру на задворки мира, актуален как никогда ранее. При этом, мы не являемся продолжателями «западников», для нас русская культура не потенциальная часть мира “запада”, она сама и есть тот самый «запад», его составляющая. В нашей собственной культуре и истории большая часть явлений следуют тем же веяниям и тенденциям, что были в Западной Европе, нам не нужно искусственно к кому-то навязываться, когда наследие западной цивилизации вплетено в ткань нашей культуры и по праву принадлежит нам, полноправным участником процесса развития западной цивилизации на всем протяжении ее истории.
Русская культура не только в той степени является европейской, в которой она переняла специфические черты, происхождение которых связано с западным миром, но и сама по себе является интегральной частью Европы, с самого своего основания. Мы говорим, что русская культура принадлежит к европейской не только потому, что можем находить в ней заимствования, но само понятие «Европа» включает в себя русскую культуру, определяется ей как одной из своих полноценных составляющих и этот факт невозможно отменить или пересмотреть.
Самой главной проблемой современного мира мы считаем потерю морального и интеллектуального компаса человечества, которое свернуло с магистрального пути, заданного христианской верой после чудовищного шока Первой мировой войны (1914-1918). Таким образом, точкой отсчета, после которой мир пошел «не туда» для нас является конец XIX — начало XX века, ведь это отпадение произошло не одномоментно, а было финалом тенденций, начавших развиваться задолго до трагических событий войны.
Из этого, однако, не следует, что мы выступаем против современности, науки или технического прогресса. Речь о потерянных ориентирах, и новом мироощущении, которое пришло после распространения идей нравственного релятивизма, принудительного эгалитаризма, а затем и постмодернизма сначала в образованных кругах, а потом и во всем обществе. Что привело к коллапсу большинства важнейших институтов, на которых базируется любая цивилизация, включая, например образование и семью.
Мы признаем важность тех достижений цивилизации, которые позволили человечеству достичь вершины своего развития. Работающая как часы правовая система, наличие необходимой для развития самокорректирующей общество обратной связи от не имеющего отношения к государству человека до людей, принимающих решения, возможность существования самых разных общественных организаций, неприкосновенность частной собственности, строгое разделение ветвей власти, культура свободомыслия, способствующая развитию общества, система ремесел и высокий уровень общественного вкуса, позволяющие поддерживать изящество и красоту архитектуры и среды обитания людей, а также институты, стоящие за развитием науки и формирующие сложную систему отношений между группами людей. Нельзя забывать и о высоком развитие нравственности в людях благодаря христианской религии, стремлении их к Богу, к выходящей за пределы нашей ограниченной жизни реальности. По нашему мнению, все перечисленное выше, хотя это лишь часть характеристик нашей цивилизации периода расцвета, отличает совершенную культуру от примитивной.
Если говорить более абстрактно, в общих чертах, то совершенную цивилизацию помимо гармоничного сочетания ее составных частей, красоты и минимального между ними трения (шире — разного рода издержек) отличает сложность. Не развитые и/или не способные к развитию культуры до безобразия структурно просты, а совершенные — нет, они основаны на сложном сочетании и гармонии в соотношении между собой разных элементов. Мы не будем вдаваться в подробности, но просто оставим это как напоминание о том, что для нас — источник вдохновения. Это не значит, что до или после упомянутого нами временного отрезка не было ничего достойного внимания. До этого периода общество еще было не зрелым во многих аспектах. А после него мы наблюдаем в разных сферах человеческого бытия, что именно с этого переломного момента магистральная культура, включая и «народный» и «высший» ее «этажи» пошла по пути, ведущему, на наш взгляд, в бездну.
Проблема эта будет всегда в центре нашего внимания. Мы будем всеми силами стараться продолжать ту культуру, тот взгляд на мир и место человека в нем, которое сложилось до потрясений мировых революций и опустошающих войн XX века. Мир, в котором было место человеку, как разумному творению Бога, человеку, как некоей сущности, не сводимой к причудливой игре разных химических элементов и импульсов в мозге. Мир, который регулировался правилами нравственности, базирующимися на Библейском Писании и Нагорной проповеди, а не на идеях размытого «гуманизма», под который можно подвести все, что угодно, включая полное стирание человека в мыслимом ранее смысле. Мир, который стремился к развитию культуры и общества, к ее усложнению, а не к ее упрощению и хаосу.
Если мы рассмотрим путь человеческой цивилизации мы увидим, как она менялась от примитивных форм к более совершенным, а затем обратно к упрощению. Это видно при рассмотрении любой сферы человеческой жизни. Возьмем, как наглядный пример, любовь и брак. Если во времена древности брак заключался простым договором родителей брачующихся, то затем, появилась идея любви и идея брака обрела новое прочтение. Брак стал венцом сложных любовных ухаживаний, смысл его, как культурной практики наполнился важным содержанием. Современное же понимание семьи в принципе сводит любовь к взаимному влечению и плотской страсти, отметая идею брака как необязательную. Мы видим, таким образом, не только чудовищную примитивизацию любви, но и уничтожению самой идеи брака, тем самым, невероятное упрощение и деградацию культуры.
Мы не будем подробно описывать специфику культурологических процессов, мы привели пример для конкретизации. Более того, мы убеждены, что во многих содержательных сферах культуры и общественной жизни можно проследить, что пика своего развития она достигала примерно в XIX — начале XX века (с оговорками).
Важными моментами для нашего сообщества будут еще и то, что, во-первых, мы не будем гнаться за популярностью, не будем ничего упрощать в наших публикациях. Такая мнимая доступность всегда достигается за счет принесения в жертву смысла сказанного. Да, мы будем стараться писать ясно, публиковать вещи, которые доступны не только специалистам, но все же мы не намерены для большего числа просмотров упрощать свои тексты в русле клипового мышления. При этом мы не стремимся к создаю «элитарного» сообщества, путь просвещения доступен любому. Во-вторых, мы никоим образом не собираемся касаться современной актуально-политической повестки, за исключением теоретических материалов о важности тех или иных общественных идей.
Необходимо отметить отдельно, что наше движение не является движением в смысле зарегистрированной организации или клуба с уставом и формальными структурами и принятием определенных обязательств, а скорее неформальным объединением людей с близким мироощущением и похожими интуициями о современных проблемах и путях поисков их решений. Наше движение не является религиозным и не требует религиозности для участия в нем, но для нас важно понимание и признание важности религиозных идей, породивших основные черты европейской цивилизации, что может быть названо «культурным христианством», не требующем придерживаться определенной религиозной доктрины.
Если вы разделяете наши убеждения и искренне хотите поучаствовать в развитии нового движения, став частью нашего сообщества — у нас есть анкета, после заполнения которой мы будем рассматривать те или иные кандидатуры — https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfL1JsF4hiwcQM6xqyjMQsWWoY-A-LJlGeVn1z2612o_MAMHQ/viewform?usp=sf_link
Публиковаться планируем на разных площадках, включая Telegram (t.me/vdrevo), X (x.com/vetdrevo) и наш сайт.